Истребитель МиГ-21бис

Истребитель МиГ-21бис

К концу 1960-х гг. стало ясно, что на дальнейшее повышение боевой эффективности МиГ-21 можно надеяться лишь после оснащения его более мощной силовой установкой и более совершенным радаром. С другой стороны, в феврале 1971 г вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолётов по новым тактико-техническим требованиям ВВС, ориентированным на достижение высокой эффективности прежде всего на малых высотах и больших приборных скоростях. Постановление обязывало ОКБ-300 С.К.Туманского создать для МиГ-21 и Су-15 двигатель со взлетной тягой 7100 кгс и возможностью ее кратковременного (до 3 мин) увеличения до 9900 кгс при полете на «чрезвычайном режиме» (ЧР) у земли. На самом деле такой двигатель Р-25-300 был уже готов, документ лишь придавал разработке официальный статус. Так началась работа над МиГ-21бис - последней серийной модификацией.

Тем временем в ОКБ А.И. Микояна продолжали совершенствовать самолёт. После того, как выяснилось, что слишком «раздутый» накладной бак на МиГ-21СМТ неприемлем, конструкцию гаргрота вновь изменили, и объем внутренних баков уменьшили до 2880 л. Таким образом, после 15 лет поисков, ошибок и удач, было достигнуто оптимальное сочетание аэродинамики самолёта, объема его топливной системы и тяги двигателя. К этому добавилась более совершенная РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанный оптический прицел АСП-ПФД, позволивший снять ограничения при стрельбе из пушки при перегрузках, и новая система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившая время технического обслуживания. На самолёте сохранились помехозащищенная линия связи "Лазурь", обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления "Воздух-1"; катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М, приемник воздушного давления ПВД-18.

Количество ракет увеличили до шести, сохранив на внутренних узлах подвеску Р-3 и установив на внешних спаренные пусковые для Р-60. Предусматривалась возможность применения ракеты Р-55 с инфракрасной системой самонаведения и дальностью пуска до 10 км, но она так и не стала массовой, уступив место Р-60. Еще одним «козырем» самолёта МиГ-21бис - стала ракета Р-13М с увеличенной вдвое по сравнению с Р-3С дальностью пуска и возможностью поражения целей, маневрирующих с большими перегрузками.

В результате модернизации на самолёте МиГ-21бис используется следующее вооружение:

- Всеракурсные управляемые ракеты "воздух-воздух" ближнего маневренного боя Р-60М, Р-73Э

- Управляемые ракеты "воздух-воздух"

- Управляемые ракеты "воздух-воздух" RVV-AE

- Корректируемые авиабомбы с телевизионной головкой самонаведения КАБ-500КР

Неуправляемые реактивные снаряды с-8

- Авиабомбы ФАБ-100; ФАБ-250;ФАБ-500.

- Неуправляемые реактивные снаряды С-5М; С-5К; С-24.

- Зажигательный бак ЗБ-500.

- Встроенная пушка ГШ-23Л или ГШ-301.

МиГ-21бис способен выполнять следующие задачи:

- перехват и одновременное сопровождение до 8 целей в свободном пространстве и на фоне земли;

- ведение эффективного воздушного боя на средних дистанциях с одновременной атакой 2-х наиболее опасных целей и поражение их ракетами с активной или тепловой головками самонаведения по принципу "пустил-забыл";

- ведение маневренного воздушного боя на ближних дистанциях с использованием различных режимов ближнего боя РЛС, а также нашлемной системы целеуказания с пуском высокоманевренных ракет ближнего боя с тепловыми головками самонаведения;

- выполнение штурмовых задач с использованием режима картографирование разной степени разрешения, возможностью целеуказания наземных или надводных целей и поражения их управляемыми ракетами "воздух-поверхность" или корректируемыми авиабомбами по принципу

- поражение работающих наземных или корабельных РЛС управляемыми ракетами "воздух-РЛС", также работающих по принципу "пустил-забыл";

- ведение воздушного боя и поражение наземных целей с использованием неуправляемого оружия и пушки;

- перехват целей на дальних рубежах при подключении его ведомым в группу с ведущим МиГ-31 в режиме "Взаимодействие".

Все это позволило повысить боевую эффективность модернизированного самолёта в 8 раз при сохранении основных летно-технических характеристик.

Так появился МиГ-21бис — наиболее совершенный истребитель из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР. Предназначенные для авиации ПВО, эти самолёты комплектовались аппаратурой наведения «Лазурь-М», а для ВВС — системой слепой посадки «Полет-ОИ», допускавшей заход на посадку при облачности с нижней кромкой 100 м и видимости 1000 м. Внешне МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» отличались двумя небольшими антеннами, расположенными под воздухозаборником и на законцовке киля. Испытания МиГ-21бис прошли в том же 1971 г. С 1972 по 1974 гг самолёт выпускался в Горьком в трех основных вариантах — «изделие 75» (только для советских ВВС и ПВО), «изделие 75А» и «75Б» (для дружественных стран).

Источник - dogswar.ru